Факультет Мельпомены
- Геннадий Дмитриевич, там трубы потекли - нужно срочно мастера вызывать.
- Геннадий Дмитриевич, человек из фирмы приехал, выберите жалюзи для кабинета и для фойе.
- Геннадий Дмитриевич, ключи от туалета у вас? Сантехник пришел...
Меньше чем через месяц в Рязанском государственном университете открывается свой театр. Каждый день его руководителя, известного рязанского режиссера Геннадия Кириллова, начинается с разговоров с сантехниками, электриками, штукатурами. Он, Кириллов, уже довел своей придирчивостью и требовательностью до белого каления Константина Дагаргулия, проректора РГУ по экономике, социальному развитию и административной работе. То шнуры для светоаппаратуры не того цвета, то панели обшивки в фойе не годятся. В каждую мелочь вникает сам. Иначе нельзя -строится театр. В Рязани. На Касимовском шоссе. Между корпусами университетского общежития. На самом деле в ближайшее время областную столицу ждет событие российского масштаба. Я нисколько не преувеличиваю... Решение руководства университета о строительстве собственного театра, принятое год назад, у многих вызывало скептическую усмешку - ну оборудуют еще один актовый зал, назовут его театром и на этом все закончится. Однако скептики были посрамлены. В течение ближайшего месяца студенческий театр обретет полноценное здание, оборудованное так, что остальные рязанские храмы Мельпомены могут только позавидовать. Единственное, в чем уступает - размеры. Но, как показывает практика, это далеко не главный фактор в успешности театрального дела. В кратчайшие сроки, практически собственными силами, Рязанский государственный университет создал прецедент действительно российского масштаба. Насколько мне известно, подобные театры существуют только в двух городах страны - в Москве при МГУ и в Новосибирском академгородке. И даже в Новосибирске это скорее Дом культуры, где хор поет и ансамбль пляшет, а у нас в Рязани - именно театр и только театр; О том, какой "кровью" это досталось, может рассказать разве что тот же самый Константин Дагаргулия, кстати, один из главных энтузиастов и практических "двигателей", "моторов" строительства. Он может до хрипоты ругаться с Геннадием Кирилловым, а потом перетрясать все склады и магазины в поисках нужной краски или тех же проводов для театральных софитов. Почему? Да потому что театр в РГУ - это не самодеятельность. .. Это часть жизненного развития. Точно выверенная необходимость. Рыбак - рыбака... Театральные коллективы были в Рязанском университете и до Кириллова. И спектакли были. Бывали хорошие, бывали не очень... Но театра - не было. Была нормальная студенческая самодеятельность. Собрались на пару недель, сделали на общем порыве что-то к смотру или к конкурсу, получили свою порцию аплодисментов и разбежались. У Геннадия Кириллова изначально иной подход. Ученик Гончарова и Товстоногова слишком уважает свою профессию, дело, которым занимается всю жизнь, чтобы низводить его до уровня драмкружка. - Когда приехал в Рязань, вдруг оказалось, что я со всем своим опытом работы в театре и в театральной педагогике никому не нужен, - рассказывает заслуженный работник культуры РФ, режиссер с тридцатилетним стажем Геннадий Кириллов. Кстати говоря, к моменту приезда в наш город за плечами Геннадия Дмитриевича было более 100 постановок в известнейших театрах нашей страны. Работа в Омске, Бишкеке, Курске. - Пришел к ректору тогда еще педагогического универси тета Анатолию Петровичу Ли ферову, показал свой послуж ной список - и с той поры мы работаем вместе... Вообще говоря, это идеаль ный случай. Когда профессио нал встречает профессионала Как говорится, рыбак - рыба ка..." А если серьезно, тагда в 1998 году, возникла уникаль ная возможность создания в Рязанском государственном университете по-настоящему серьезного театрального дела Именно серьезного, без скидок на студенческую самодеятель ность. И вот тут возникает один из главных вопросоа.. Зачем уни верситету театр? Вот такой -Театр с большой буквы, театр по гамбургскому счету. Ведь Геннадий Кириллов изначально предложил - ни больше ни меньше - полноценную программу воспитания профессионального актера. И Анатолий Лиферов с удовольствием на эту программу согласился. И с момента их "рукопожатия" эта программа не только не сворачивалась, а наоборот, развивалась и естественным путем пришла к строительству театра, к воспитанию практически профессиональной труппы, к созданию полноценной студии при театре. Можно долго говорить о воспитательной роли театрального искусства. Но в данном случае это излишне. В благотворности присутствия здорового творческого организма в гуманитарном вузе, думаю, убеждать никого не нужно. Однако дело здесь, на мой взгляд, не только в этой очевидной мысли. - Обучение в классическом университете возможно не только по "традиционным" специальностям, - говорит ректор Рязанского университета, академик РАО, профессор Анатолий Лиферов. - Театральное отделение, готовящее профессиональных актеров, - это котором хотелось бы работать. И это не просто еще одна специальность. Это путь взаимного обогащения. Актер получает широкое гуманитарное образование, что совершенно необходимо для настоящего профессионала, но и студенты других специальностей имеют уникальную возможность "окунуться в кухню" профессионального искусства, получить знания, обогащающие не только профессионально, но и духовно. Видимо, еще тогда, во время первых встреч с Геннадием Кирилловым, у ректора появилась эта мысль - создание нового направления духовной жизни вуза. А может быть, эта мысль родилась еще раньше? Просто ждала своего часа и возможности реализации? Если это так, то найти для воплощения данной идеи более подходящего человека, чем Геннадий Кириллов, сложно. Геннадий Дмитриевич известен в театральном мире своим серьезнейшим подходом к репетиционному процессу. Он любит "возиться с актером. "Сдирать" с него наросшие штампы. Не торопить процесс, терпеливо ждать рождения истинного чувства. У него огромный педагогический опыт: 30 лет стажа театральной педагогики - шутка ли? Его ученики успешно трудятся практически по всему театральному пространству бывшего СССР. Короче, он хорошо знает - что нужно делать, чтобы воспитать актера, и как его нужно воспитывать. Сегодня студенческий театр РГУ полноценная творческая единица. Не побоюсь сказать, что уже сейчас это вполне профессиональный коллектив со сложившимся "костяком" труппы, с наработайным репертуаром - 5 идущих спектаклей, - со своей студией, где вновь пришедшие проходят полноценный курс обучения актерскому мастерству. Как раз тот самый случай, когда здание - это не внезапный подарок судьбы, а созревшая необходимость. Спектакли студенческого театра Рязанского университета постоянно получают признание на конкурсах и фестивалях, начиная от региональных и заканчивая самыми престижными всероссийскими. И всякий раз, получив очередной диплом в Москве или Петербурге, звонят домой в университет: "Мы снова победили..." Администрацией университета ведется серьезная организационная работа, чтобы в ближайшее время открыть в единственном региональном гуманитарном вузе еще одно отделение - театральное. По сути дела, оно уже существует и успешно работает. - Геннадий Дмитриевич, там трубы потекли - нужно срочно мастери вызывать. - Геннадий Дмитриевич, человек из фирмы приехал, выберите жалюзи для кабинета и для фойе. - Геннадий Дмитриевич, ключи от туалета у вас? Сантехник пришел... Меньше чем через месяц в Рязанском государственном университете открывается свой театр. Каждый день его руководителя, известного рязанского режиссера Геннадия Кириллова, начинается с разговоров с сантехниками, электриками, штукатурами. Иначе нельзя - строится театр. В Рязани. На Касимовском шоссе. Между корпусами университетского общежития.
Михаил Колкер для газеты «Аргументы и факты - Рязань» 8 ноября 2006
Новые комментарии